Рулонно-мастичная гидроизоляция (защитно-сцепляющий слой) холодного применения (ненаплавляемая) «Поликров Р200» толщиной 2,2 мм, ТУ 5774-002-11313564-96.

Система защиты металлической и железобетонной плиты пролетного строения, как составная часть мостового полотна, предназначена для защиты конструкций от коррозии при воздействии агрессивных сред. Гидроизоляция должна быть водостойкой, водонепроницаемой, химически стойкой, биостойкой и не содержать компонентов, вызывающих коррозионное разрушение металла ортотропной плиты или железобетона.

Изоляционный материал должен быть в достаточной степени эластичным, чтобы сохранять сплошность и прочность при деформациях настильного листа ортотропной плиты от динамических знакопеременных воздействий движущегося по мосту транспорта, а также в растянутых зонах и местах усадочных трещин железобетонной плиты проезжей части.

Материал должен быть морозостойким, не растрескиваться и не разрушаться при отрицательных температурах, характерных для заданного района строительства и определяемых расчетной температурой, равной средней температуре наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 (табл), должен быть термостойкими и сохранять свою работоспособность при высоких положительных температурах наружного воздуха и материала покрытия проезжей части с учетом нагрева его солнцем до +70 °С, выдерживать высокую температуру укладываемых на него горячих асфальтобетонных смесей.

Основной материал гидроизоляции и все ее связующие и защитные слои должны иметь сцепление с изолируемой поверхностью и вышележащими слоями покрытия мостового полотна, обеспечивающее стойкость против разрушения и деформаций сдвига от горизонтальных усилий, создаваемых торможением транспорта или при трогании его с места.

Изолируемые поверхности и сама гидроизоляция не должны создавать обратных уклонов и застоев влаги. В проекте мостового сооружения должен быть продуман полный и быстрый, свободный или организованный сток ливневых и снеговых вод. На покрытии мостового полотна также не должно оставаться застоев воды.

Для мостов с металлической ортотропной плитой с 1998 года применяетсярулонно-мастичная гидроизоляция (защитно-сцепляющий слой) холодного применения (ненаплавляемая) Поликров Р200 общей толщиной 2,2 мм. Данная система обладает уникальными свойствами и отвечает самым жестким требованиям эксплуатации в различных климатических условиях, в том числе и в районах Крайнего Севера. Легко монтируется, с высокой скоростью, не требует дополнительной защиты и дает возможность наносить непосредственно на изоляцию асфальто-бетон любой марки вплоть до «литого».

Нормативные требования к гидроизоляции мостового полотна и соответствующие показатели гидроизоляции «Поликров» в соответствии с рекомендациями, введенными распоряжением Минтранса России от 31.07.2002 № ИС-643-р.

ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА РУЛОННО-МАСТИЧНОЙ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ «ПОЛИКРОВ» НА МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ПЛИТАХ

1. Выполнение работ по устройству системы «Поликров Р200» возможно в любом регионе и в любое время года, в соответствии с «Методическими рекомендациями» № ИС-643-р от 31.07.2002 года.

К гидроизоляционным работам на мостовых сооружениях надлежит приступать после окончания всех строительно-монтажных работ (на изолируемой поверхности), включая устройство деформационных швов, оформление стыковых соединений, монтаж барьерных ограждений, перил, мачт освещения и водоотводных устройств.

Подготовка поверхности

2. Поверхность металлической или железобетонной плиты перед укладкой гидроизоляции должна быть чистой, сухой и ровной. На изолируемой поверхности не должно быть углублений, неровностей с острогранными кромками, острых выступов, борозд, набрызгов металла от сварки и т.д.

Усиление заводских и монтажных сварных швов (выпуклость наплавленного металла с плавными переходами к основному металлу ортотропной плиты) не является браковочным признаком подготовленной поверхности, если сварные соединения соответствуют требованиям стандартов.

Ровность поверхности железобетонной плиты проверяют рейкой длиной 3 м. При этом просветы не должны превышать 5 мм вдоль проектного уклона и 10 мм в направлении поперек уклона.

Местные острогранные неровности (выступы, борозды и т.п.) высотой более 2 мм на железобетонной плите рекомендуется сглаживать, например посредством нанесения на поверхность полимерцементных растворов на основе латекса СКС-65ГПБ или поливинилацетатной дисперсии ПВАД по рекомендациям ЦНИИС или удалять.

3. Лицевую металлическую поверхность ортотропной плиты следует, как правило, грунтовать на заводе-изготовителе конструкций двумя слоями грунтовок, указанных в СТП 001-95 (кроме грунтовок ФЛ-03К и ГФ-0119). В данном случае подготовка поверхности перед укладкой гидроизоляции заключается только в ее обезжиривании до степени 1 и удалении пыли, влаги и случайных загрязнений продувкой сухим сжатым воздухом. При контроле методом протирки на чистой ветоши не должно быть следов жировых загрязнений.

Не грунтуются на заводе только зоны монтажных стыков. После оформления монтажных стыков их зоны подгрунтовываются теми же грунтовками, которые применял завод-изготовитель.

4. Поверхность плит, не загрунтованных на заводе, перед укладкой гидроизоляции должна быть обезжирена и очищена от загрязнений, рыхлой, отслаивающейся ржавчины, брызг металла после сварки и других наплывов металла, остающихся от приварки монтажных приспособлений.

Степень обезжиривания поверхности- первая.

Степень очистки (ГОСТ 9.402-80, табл. 3) — вторая. При осмотре невооруженным глазом не обнаруживаются отслаи­вающаяся окалина, ржавчина, пригар, остатки формовочной смеси и другие неметаллические слои. Отслаивающуюся рыхлую ржавчину и обычные загрязнения удаляют механизированными металлическими щетками (пескоструйная очистка необязательна). Целесообразно производить очистку металла высокопроизводительными дорожными машинами, например подметально-уборочной машиной КО-309 (ПУМ-1) на базе автомобиля ГАЗ-53-14 с пневматическим отсосом пыли и с металлическими щетками — одной цилиндрической горизонтальной и двумя торцевыми диаметром по 800 мм. Наибольшая ширина захвата 2800 мм.

Могут применяться и другие малогабаритные дорожные машины с металлическими или, в порядке исключения, капро­новыми щетками. В местах, недоступных для прохода уборочных машин, например, вокруг оснований барьерных и перильных ограждений, необходимо применять механизированные металлические щетки с электроприводом марок ИЭ-2106 (угловая), ИЭ-2009 (прямая) или с пневмоприводом ИП-2014 А, П-22 (прямые), ИП-2104 (угловая). Не воспрещается также пескоструйная очистка труднодоступных мест с последующим тщательным удалением песка и пыли продувкой сжатым воздухом.

Наплывы и брызги металла от сварки удаляют абразивным инструментом.

Непосредственно перед наклейкой рулонов поверхность просушивают и очищают от пыли продувкой сжатым воздухом.

5. Поверхность железобетонной плиты проезжей части должна иметь проектные уклоны для стока воды — продольные и поперечные, устраиваемые в соответствии с требованиями п.п.1.74 -1.78 СНиП 2.05.03-84*. Бетонная поверхность не должна иметь обратных уклонов, карманов и пазух, где может образоваться скопление и застой влаги. Как правило, уклоны следует предус­матривать в самой конструкции железобетонной плиты. На пролетных строениях из сборных железобетонных балок, устанавливаемых ступенчато, допускается устройство выравнивающего слоя под гидроизоляцию из мелкозернистого полимер-цементного бетона толщиной не менее 30 мм. Бетонную смесь укладывают при положительной температуре воздуха и основного бетона плиты на чистую, слегка увлажненную поверхность. Класс прочности на сжатие бетона выравнивающего слоя должен соответствовать классу прочности бетона плиты. Уложенную бетонную смесь выравнивающего слоя следует уплотнять виброрейками или площадочными вибраторами, а затем заглаживать для удаления неровностей. Для обеспечения условий нормального твердения бетона его накрывают полиэтиленовой пленкой. Работы по устройству гидроизоляции допускается начинать по достижении бетоном прочности не менее 5 МПа (50 кгс/см2) и поверхностной влажности не более 2,5 %.

Влажность поверхности бетона измеряют гигрометром для материалов, например:

фирмы «TECSА»;

фирмы «SURVEY MASTER»;

фирмы «PROTTMETR MINI».

6. Поверхность железобетонной плиты без выравнивающего слоя и с выравнивающим слоем из полимерцементного бетона перед наклейкой рулонов очищают от различного рода загрязнений и обезжиривают органическими растворителями. Цементную пленку с поверхности бетона следует удалять механическим путем.

Укладка гидроизоляции

7. Работы по укладке гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» следует выполнять, как правило, при положительной температуре. Допускается устройство гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» при отрицательных температурах воздуха до минус 20°С. Технология укладки гидроизоляции при отрицательных температурах аналогична технологии укладки гидроизоляции при положительных температурах. Однако необходимо соблюдать некоторые требования к материалам и изолируемой поверхности, поскольку технические показатели материалов «Поликров» при отрицательных температурах отличаются от показателей при положительных температурах (см. табл. 4).

Сравнительные показатели свойств гидроизоляционных материалов «Поликров» при их использовании в условиях отрицательных (-20°С) и положительных температур (+20 °С).

Мастичные материалы при отрицательных температурах имеют повышенную вязкость, в связи с чем расход мастики на 1 м2 будет увеличиваться на 200-300 г.

Время высыхания нанесенного мастичного покрытия также будет увеличиваться (в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра в зоне производства работ) до 30 мин.

Рулонный гидроизоляционный материал «Поликров-Р200» при отрицательных температурах становится более жестким и при укладке требуется более тщательная прикатка его к подготовленной поверхности.

Подготовка поверхности основания под гидроизоляцию при отрицательных температурах состоит в очистке ее от снега, льда или инея и просушке до степени влажности 2,5 % широко­захватными газовыми горелками типа ГВПЛ или специальными тепловоздушными агрегатами.

В случае непогоды (дождь, снег) для продолжения работ используют легкие складные переносные каркасы, обтянутые полиэтиленовой пленкой, брезентом или другим подобным материалом.

8. Устройство гидроизоляции на проезжей части, имеющей двухсторонний поперечный уклон, начинают с обеих кромок к середине с общим потоком работ вдоль моста. Все необходимые материалы подают навстречу потоку гидроизоляционных работ. При одностороннем поперечном уклоне гидроизоляцию наклеивают от нижней кромки к верхней (в направлении, обратном уклону).

Рулонный материал раскатывают на поверхности плиты и раскраивают на полотнища (отрезки) длиной по 4-5 м для удобства наклеивания. Рекомендуется, по возможности, предварительное выдерживание полотнищ материала в раскатанном состоянии в течение 1,5-2 ч; высота волны не должна превышать 20 мм.

9. Наклейку рулонного материала выполняют в ниже приведенной последовательности.

Раскатанное и раскроенное полотнище рулонного материала «Поликров-Р200» складывают пополам (радиус перегиба не менее 10 мм) и наносят вручную капроновыми щетками или валиком мастику «Поликров-М140» на основание плиты и Vi части суммарным расходом 0,7-1,0 кг/м2 (толщина пленки не менее 0,1 мм). Нанесенную мастику подсушивают «до отлипа»* в течение 3-10 мин в зависимости от температуры воздуха и силы ветра. При солнечной и ветреной погоде время сушки мастики «до отлипа» составляет не более 3-4 мин. Затем часть полотнища с нанесенной мастикой плотно прижимают к основанию и приклеивают, разглаживая вручную или с помощью легких ручных катков, не допуская образования воздушных пузырей под полотном. Далее по той же технологии приклеивают оставшуюся часть полотнища. Наклейку рулонного материала производят с продольной нахлесткой 60±10 мм и поперечной — 100±20 мм (рис. 9). В местах продольной и поперечной нахлесток клеевую мастику также наносят на обе приклеиваемые поверхности «Поликрова-Р200» и соединяют между собой после подсушки «до отлипа». В местах нахлестов рулонного материала «Поликров-Р200» кистью (щеткой) наносят мастику «Поликров-М140» на расстояние не менее 100 мм в обоих направлениях шва. Поверхность уложенной гидроизоляции должна быть ровной, с проектными продольными и поперечными уклонами без обратных уклонов и застоев воды.

10. Вслед за наклейкой рулонного материала «Поликров-Р200» производят заделку всех труднодоступных для наклеивания участков мостового полотна (основания стоек барьерных ограж­дений и перил, примыкания к деформационным швам и др.) полимерной композиционной мастикой с наполнителями (см. табл. 2, рис. 4-8) толщиной не менее 3-4 мм или бутиловым герметикой такой же толщины.

Подготовка поверхности для нанесения композиционной мастики такая же, как и для укладки рулонной гидроизоляции.

Приготовление композиционной мастики производят в растворосмесителях (см. п. 6.6). Наносят ее вручную, кистями в два слоя при толщине каждого слоя не более 1,5-2 мм. Время сушки каждого слоя до степени 3* (отсутствие липкости) назначают в зависимости от погодных условий в пределах 1,5-3 ч. После нанесения окончательного слоя полимерной композиционной мастики с наполнителями время выдержки составляет не менее 36 ч. Затем ее покрывают двумя слоями смеси двух мастик -«Поликров-М140» и «Поликров-Л210» в соотношении 1:1. Время сушки до степени 3 * первого слоя 2 ч, второго до степени 7 (полное отверждение) — не менее 24 ч. Расход смеси мастик на один слой не менее 0,4 кг/м2 (толщина пленки не менее 40 мкм).

11. По стальной ортотропной плите с нахлесточными соединениями на высокопрочных болтах (см. рис. 2) требуется укладка выравнивающего слоя, как правило, из литого асфальто­бетона по ТУ 400-24-158-89* типов Б; В марки II по ГОСТ 9128-97 (п. 4.5).

* Степень высыхания регламентируется ГОСТ 19007-73.

После остывания асфальтобетона по нему наносят тонкий слой праймера «Полибит» с расходом не более 0,15 кг/м2 (передозировка праймера может вызвать размягчение поверхности асфальтобетона и вспучивание гидроизоляции).

Затем, после высыхания праймера до степени 3 в течение 1,5-2 ч, по нему наносят клеящую мастику «Поликров-М 140» тонким слоем с расходом не более 0,3 кг/м2. При этом, параллельно, мастику «Поликров-М 140» наносят и на рулонный материал. После подсушки мастики «до отлипа» рулонный материал «Поликров-Р200» приклеивают к поверхности асфальтобетона.

После наклеивания гидроизоляции места нахлеста обрабатывают мастикой «Поликров-М 140».

Через сутки после наклеивания рулонного материала и нанесения композиционной мастики на их поверхности (сухие и чистые) наносят вручную капроновыми щетками или валиком два слоя праймера «Полибит» для обеспечения надежного сцепления гидроизоляции с асфальтобетонным покрытием. Расход на два слоя праймера — 0,7 кг/м2 (толщина пленки — 0,1 мм). Первый слой высушивают до степени 3 (отсутствие липкости) по ГОСТ 19007-73 в течение 2-6 ч в зависимости от температуры воздуха и силы ветра. Затем наносят второй слой и выдерживают до полного отверждения праймера — не менее 24 ч (до степени 7 по ГОСТ 19007-73).

Укладку асфальтобетонного покрытия с заездом на гидроизоляцию асфальтоукладчика и дорожных машин на резиновом ходу производят не менее чем через одни сутки после нанесения праймера «Полибит». Максимальный промежуток времени между нанесением праймера и устройством асфальтобетонного покрытия не лимитируется, так как при укладке горячей асфальтобетонной смеси (температура 120-140 °С) происходит термическая активация верхнего покрытия «Полибит», вследствие чего образуется высокопрочное сцепление покрытия с асфальтобетоном за счет взаимного проникновения компонентов. При длительном промежутке времени между нанесением «Полибита» и укладкой асфальтобетона (более 1 месяца) необходимо произвести освидетельствование поверхности и, при необходимости, очистить ее от случайных загрязнений и покрыть дополнительным слоем «Полибита».

Для покрытия применяют мелкозернистый плотный асфальто­бетон типов Б; В марки II ГОСТ 9128-97. Горячую асфальтобетонную смесь приготовляют на дорожных битумах (ГОСТ 22245-76) и укладывают на гидроизоляцию «Поликров» с температурой 120-140 °С в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

Первый (защитный) слой асфальтобетона толщиной 40 мм должен быть уплотнен легкими или средними дорожными катками до К=0,98.

Второй (рабочий) слой покрытия номинальной толщиной 70 мм уплотняют средними и тяжелыми дорожными катками до К>0,98.

Основным преимуществом системы «Поликров Р200» для Заказчика, является его выгодная стоимость и высокая долговечность. Для Подрядчика — низкая себестоимость монтажа, отсутствие трудоемких и дорогостоящих подготовительных работ и высокая скорость укладки.
Сравнение физико-технических характеристик материалов для гидроизоляции мостового полотна «Поликров» и других применяемых для этого материалов Вы можете изучить в Каталоге материалов.